Блог

О том, как цены родятся. Частность вторая

Продолжение вот этой вот записи. Тоже писано не сегодня, поэтому цены давешние, что не важно, тут главное - принцип:)

Еще одна популярная мантра товарищей, кормящихся фотокартинками, такова: «Развелось, мол, этих, которые свадьбу по 500 р. за час, и каталожку по полсотни за снимок!» Мол, в тяжкой трясине ценовой конкуренции приходится ломать ценник и прозябать на гроши. ОК, давайте попробуем поразмышлять о некоторых аспектах ценообразования.

Таковое, на мой взгляд, формируется под воздействием двух компонент: рациональной и иррациональной. Рациональная – зависит от скрытых и явных расходов на производство фотографии и той нормы прибыли, которую фотограф склонен считать для себя приемлемой. Иррациональная – дает премиальную прибавку к прибыли фотографа и является сугубо волюнтаристической категорией.

С рациональной все просто.

Расходы:
Амортизация оборудования;
Время;
Транспортный коэффициент.
Если вторая камера в проф. линейке (Nikon D700, Canon 5D, etc.) стоит условные 90 000 р., а ресурс камеры заявлен производителем, как средние 150 000 срабатываний затвора, то амортизация камеры на один снимок составляет 60 копеек. Амортизацию объектива считать трудно, но я эмпирически принимаю ее 1/3 от амортизации камеры. Износом флешки и обуви можно пренебречь. За среднюю фотосессию я снимаю в среднем же 100 кадров в час. Итак, 80 рублей в час на первую расходную группу. By the way, я не меряю свое время часами. Я предпочитаю термин «съемочный день», в который, в среднем же, закладываю шесть часов чисто съемочного времени.

Съемочный день подразумевает минимум три рабочих КЗОТовских дня: сценарий и подготовка, съемка, обработка. Заметьте, здесь может быть кастинг и подбор реквизита, но я, для простоты, эти опции пока опускаю. Соответственно, если я (условно) полагаю, что хочу иметь что-то вроде 120 000 р. в месяц, то съемочный день стоит (120 000/24)*3 = 15 000 + 80*6 = 15 480 р.

Здесь, видимо, требуется небольшое лирическое отступление: эта сумма дохода происходит из среднего заработка квалифицированного специалиста в СПб, а также из того факта, что фотограф-фрилансер сам себе менеджер по продажам, кадрам, логистике и бухгалтер. И всем этим своим ипостасям он должен платить зарплату, оплачивать поезд, интернет и мобильную связь.

Транспортные расходы я считаю равными 15% (сметный справочник Минтранса 1983 г.). Итого минимум – 17 802 р.

Понятно, что заказчик платит больше. Средняя цена аренды приличной фотостудии (СПб) составляет 600 р. в час, работа модели, визажиста, парикмахера и стилиста за один образ дает в сумме около 15 000 р. минимум, ассистент получает в моем случае 50% от гонорара фотографа. Итак, картинка с одной моделью для рекламного модуля в журнале обходится клиенту минимум в 45-46 000 р. И это только цена, обусловленная рациональной компонентой.

Иррациональная часть расчетов определяется понятиями «назначенной», или «справедливой», цены.

Понятие справедливой цены прекрасно излагает Григорий Леонидович Брудный. Представьте себе ситуацию: вы в какой-нибудь банановой республике, где происходит государственный переворот. У вас сесть чемодан бриллиантов, но нет билета на самолет. И есть маза, что вам вот прям сейчас горячие мучачос вышибут мозги в извращенной форме. А некто доброжелательный под соседней пальмой фарцует билетами на последний Ил-76 и предлагает вам посадочный за полчемодана ваших брюлов. Конечно, билет этого не стоит, с рыночной точки зрения, но жизнь дороже, и в этом случае цена билета оказывается адекватной – «справедливой».

Однажды на моих глазах камнеторговец втюхал ювелиру кусок раух-топаза, красная цена которому $25, за $800 только потому, что тому, как выразился камнеторговец, «присралось» иметь именно этот цвет и эту огранку.

В приложении к фотографической деятельности справедливой ценой является компромисс между желанием заказчика иметь работу, исполненную именно этим фотографом, и готовностью фотографа работать именно за эти деньги. Если фотограф набирает определенный градус крутизны, то к расчету, изложенному выше, он добавляет некоторый повышающий коэффициент, никак не обоснованный экономикой. Этим фоторемесленник и отличается от фотохудожника – работы последнего имеют, помимо текущей рыночной, еще и перспективную коллекционную ценность. Это редко относится к корпоративным заказам, и вообще предмет особого обсуждения, но тем не менее.

Заметьте, что я ни разу не коснулся цены, которую диктует рынок. Это потому, что в действительности рынка фотоуслуг в РФ нет. Если же говорить о фотографах-совместителях, имеющих нефотографический источник доходов, воспринимающих фотодело как подработку и готовых демпинговать, то просто снимайте лучше их (см. предыдущий пост) или считайте их штрейкбрехерами, и будьте готовы им морду набить.
Обсудить